План проведения заседания РМО
учителей основ религиозных культур и светской этики,
основ духовно-нравственной культуры народов России
31.10.2016.
Тема: «Преемственность духовно-нравственного воспитания в курсах ОРКСЭ и ОДНКНР».
1. Преемственность духовно-нравственного воспитания в курсах ОРКСЭ и ОДНКНР. Фирюлина Н.И.
2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России в курсе основ светской этики. Митина Л.И.
3. Основные задачи духовно-нравственного воспитания в курсе ОДНКНР. Дмитрюк Л.М.
4. Роль воскресной школы в духовно-нравственном воспитании школьников. Шультайс Л.Е.
5. Информационно-просветительская деятельность храма «Троеручица». Сизова Н.Н.
6. Экскурсия в храм. Просмотр видеофильма.
(2 слайд) Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Цель: становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
(3 слайд) Организация работы по воспитанию и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
(Слайд 4) Основные направления воспитания в соответствии с ценностными установками (обозначенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) и планируемыми результатами воспитательной деятельности представлены в методических рекомендациях за 2015-2016 уч.год (http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1624&Itemid=471).
(Слайд 5) Духовное и нравственное воспитание детей осуществляется на основе российских традиционных ценностей. Обратим внимание на определение «российские традиционные ценности». Речь идет о формировании культурной российской идентичности.
(Слайды 6-8) Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках урочной деятельности
Содержание урочной деятельности (с учетом решения задач в области духовно-нравственного образования) на уровне начальной и основной школы представлено следующими предметными областями: филология, обществознание и естествознание, искусство, технология, а также новой предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (курсы «Основы религиозных культур и светской этики», «Истоки», «Основы морали» и др.) Выход на метапредметные результаты осуществляется путем использования ценностно- и личностно-ориентированных подходов.
Требования, предъявляемые к уроку духовно-нравственной направленности:
- Урок духовно-нравственной направленности – это облагораживание души и сердца ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем
- Урок духовности всегда является завершенным целым и звеном в системе других уроков одновременно. Знания, полученные на этом уроке, становятся основой для взаимоотношений на учебных занятиях.
- Урок, как завершенное целое, должен быть целенаправленным; все компоненты урока должны быть взаимосвязаны, взаимообусловлены и объединены единой целью (цель – «доступ ко всем сферам духовного опыта»).
- Урок должен соответствовать современному научному пониманию духовных ценностей человека.
- Урок духовности – это воплощение гуманно-личностного подхода, основанного на сотрудничестве и общении.
- Урок духовности должен быть логически и композиционно стройным, по возможности завершенным
- Обоснованный и целесообразный отбор методов и приемов обучения, которые должны соответствовать следующим условиям: уровню подготовленности класса, возрастным особенностям учащихся, личности учителя.
- Создание положительного эмоционального настроя.
(Слайд 9) Рассмотрим вопросы преемственности духовно-нравственного воспитания в курсах ОРКСЭ, 4 класс (34 часа, ФГОС НОО) и ОДНКНР, 5-9 классы (от 17 часов, ФГОС ООО).
(Слайд 10) Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
(Слайд 11) Мы можем сопоставить задачи изучения данных курсов:
ОРКСЭ
|
ОДНКНР
|
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
|
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
|
(Слайд 12) На этом слайде мы видим, как соотносятся отдельные темы и разделы в курсах ОРКСЭ и ОДНКНР.
ОРКСЭ: Россия – наша Родина. Культура и религия. Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству.
ОДНКНР: Величие многонациональной российской культуры. Береги землю родимую, как мать любимую. Жизнь ратными подвигами полна. Роль религии в развитии культуры. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков
(Слайд 13) Внеурочная деятельность по ДНВ в школах Тисульского района.
Взаимодействие образовательной организации с религиозными конфессиями
в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Учреждениям образования рекомендуется взаимодействовать с религиозными конфессиями по следующим направлениям:
- милосердие и благотворительная деятельность;
- духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание обучающихся;
- ознакомление обучающихся (воспитанников) с историческим и культурным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
- деятельность по охране окружающей среды;
- организация досуга и оздоровления обучающихся;
- профилактика правонарушений, девиантного поведения обучающихся;
- работа с неблагополучными семьями обучающихся, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми;
- формирование у обучающихся (воспитанников) навыков здорового образа жизни.
|