Пятница, 03.05.2024, 12:24
Муниципальное образовательное учреждение
"Тисульский информационно-методический центр"
МОУ "Тисульский ИМЦ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [55]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Делимся опытом: Позднякова Л.Ю.
25.12.2013, 21:16
Скачать текст выступления
Скачать презентацию

«Основы светской этики»  в системе гуманитарных наук

 Позднякова Л.Ю., учитель истории и обществознания

МКОУ Макаракской ООШ Тисульского района Кемеровской области

 Современная притча

 Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

 

Особенностью любой притчи является философское начало. О чем можно рассуждать, услышав или прочитав эту притчу?  О самом главном в жизни. О  повседневных мелочах. О праздном безделье. А еще можно эту притчу сравнить с образовательным процессом: каждый день мы пополняем свои знания и важной информацией, и второстепенной. Но как бы вторичны ни были эти сведения, они составляют определенный сектор наших знаний.  

У детей знания об окружающем мире накапливаются постепенно. То, что ребенок может понять, почувствовать, остается в его памяти. То, до чего он еще «не дорос» пройдет мимо его сознания. И в начальной школе нужно научить детей учиться, хотеть узнавать самому, а не просто дать им  какой-то объем знаний.

Хорошо читающий ребенок, умеющий работать с текстами разных стилей, сам сможет многое освоить. Очень хочется верить, что новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», введенный в школьную программу, в какой-то степени восполнит пробелы и в воспитательном, и в образовательном  процессе, оставит в душах ребят свой след. Я не сомневаюсь, что в семьях, по-настоящему  верующих, вырастут адекватные дети с точным пониманием добра и зла. Я не сомневаюсь, что в семьях, где по-настоящему любят своих детей, родных, тоже вырастут настоящие граждане Отечества.  Потому что предмет   интересен,  занятия проходят  в отличной от обычного урока атмосфере: во-первых, у ребенка нет чувства страха за оценку его деятельности, во-вторых, можно свободно высказать свое мнение при обсуждении проблем, можно предложить свой способ решения проблемы, можно рисовать, создавать коллажи, творческие работы… Этот предмет развивает творческие способности детей, т.к. он тесно связан со всеми гуманитарными предметами: литературой, историей, МХК, обществознанием.

В нашей школе  курс «Основы светской этики» апробируется второй год. Занятия ведутся с опорой на учебник А.А. Шемшурина под редакцией Т.Д. Шапошниковой.  В нем очень много абстрактных понятий: этика, философия, альтруизм, эгоизм, милосердие, сострадание… И если не обыгрывать момент введения нового термина, то дети просто не понимают, о чем идет речь, и не воспринимают тему занятия. Эти определения  мы будем изучать и закреплять в курсе обществознания в 6 - 9 классах, когда у ребят уже будет определенный круг знаний, связанных с этими понятиями.                                                   Но в 4 классе подход к изучению должен быть другим, т.к. нужно учитывать    особенности  младшего школьного возраста: внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому на всех занятиях используются презентации, фрагменты фильмов, мультипликационные фильмы, притчи, сказки, рассказы… Мне очень хочется, чтобы в будущем в памяти ребят всплывали эпизоды этих занятий.

К сожалению, «Слово» для  ребят не всегда имеет большое значение. Они привыкли к ярким картинкам на экранах телевизоров, на мониторах компьютеров.  Поэтому  приходится продумывать каждое  занятие, чтобы оно не сводилось только к изучению новой темы. Для работы мною был разработан «вопросник»  по каждой теме курса, разработано несколько презентаций («Любовь – основа жизни», «Мировые религии»).

Анализируя программу А.А. Шемшурина «Основы светской этики», я пришла к выводу, что ее содержание тесно связано с обществоведческими понятиями 6-9 классов по программе Л.Н.Боголюбова.

(Презентация « ОРКСЭ в системе гуманитарных наук»)

Но приемы организации учебной деятельности должны быть разными,  т.к. «Светская этика» предполагает безоценочную систему. Первые занятия проходили в форме беседы с использованием  презентаций, мультипликационных фильмов; обсуждали содержание  притч, рассказов. Но через несколько занятий стало ясно, что детям больше  нравится что-то делать своими руками.  И одной из форм защиты творческой работы стало «Афиширование» - вывешивание «произведений» – работ учеников (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают. Дети с удовольствием составляли свое генеалогическое древо, увлеченно рассказывали о предках.  Сочиняли сказки, составляли кроссворды по разным темам...

Когда  работали над темой «Дружба» дети создали коллаж «Протяни руку дружбы». В итоге выросло дерево дружбы, где каждый рассказывал о своем друге, почему он дружит с этим человеком, что дает ему эта дружба, интересные случаи.

Дети лучше проявляют себя в  творческом виде  деятельности, нежели в других, что способствует созданию ситуации успеха, повышает интерес учащихся к предмету. В работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребенка. Чередование индивидуальной и коллективной работы  создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.  Важен  сам процесс  творческого поиска, а не его результатов. Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата раскрепощает детей, всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.

Отсутствуют оценка, соревнование, соперничество.

С  тем же коллективом  я продолжаю работать в текущем учебном году.  Это уже пятиклассники. И в учебном плане у них есть факультативное занятие  «Вокруг тебя – мир!». Тематически  он не связан с курсом «Основ светской этики», но преследует ту же цель: воспитание  лучших качеств человека и гражданина.  Поэтому факультативные занятия, по мере возможности, я стараюсь проводить так же, как и «Основы светской этики».

Я предлагаю вам выступить сегодня в роли учеников и  создать свое «Дерево дружбы».

1.     Обведите кисть руки карандашом или авторучкой.

2.     Вырежьте силуэт.

3.     Напишите на силуэте вашего лучшего школьного друга или подруги.

4.     Вспомните интересный случай, который произошел у вас с вашим другом.

5.     Прикрепите  силуэт к « стволу» дерева и расскажите о своем друге.


Категория: Мои файлы | Добавил: Niniva
Просмотров: 526 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz