Понедельник, 06.05.2024, 13:06
Муниципальное образовательное учреждение
"Тисульский информационно-методический центр"
МОУ "Тисульский ИМЦ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [55]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Результаты и проблемы введения курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Тисульского района
15.08.2013, 09:27

Результаты и проблемы введения курса ОРКСЭ

в образовательных учреждениях Тисульского района

 В соответствии с планом мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012г. № 84-р.

 

С 1 сентября 2012 года в 4-ых классах всех общеобразовательных учреждений района  (11) реализуется комплексный учебный курс ОРКСЭ (всего 238 обучающихся).

 

В течение предыдущего, 2011-2012 учебного года, в рамках подготовки к введению данного комплексного учебного курса была проведена следующая работа:

1.                 Приняты нормативные документы общеобразовательных учреждений, обеспечивающие введение комплексного курса ОРКСЭ в 4-х классах общеобразовательных учреждений с 01.09.2012.

2.                  Проведены беседы с родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов с целью выбора модулей комплексного учебного курса.

3.                  Согласно рекомендациям департамента образования и науки, оформлен централизованный заказ на приобретение учебников издательства «Дрофа». Получено 329 экземпляров учебников на сумму 63 тысячи 497 рублей.

4.                  К началу 2012-2013 учебного года прошли обучение 11 учителей ОРКСЭ по образовательной программе повышения квалификации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания»: 2 человека по программе на 72 часа, 9 человек по программе на 144 часа. Также обучен методист, курирующий ведение в ОУ курса ОРКСЭ.

 

В 2012-2013 учебном году преподавание курса ОКРСЭ осуществляют: 5 учителей начальных классов, 6 учителей-предметников (из них: учителей истории – 4, учителей русского языка и литературы – 2). Все педагоги имеют необходимый уровень квалификации.

В 2012-2013 учебном году в управлении образования организована рабочая группа по вопросам контроля ведения курса ОРКСЭ, составлен план, согласно которому осуществлялась дальнейшая работа. Возглавляет рабочую группу начальник управления образования Л.П. Савина. Члены рабочей группы: методист Фирюлина Н.И., директор ИМЦ Городилова О.В., зам. директора ИМЦ Решетникова И.С., методист Тимошенко Ю.А., методист Яковлева С.В., учитель Тисульской СОШ №1 Солякова М.Р.

 

По данном направлению проводится большая информационная работа. Вся информация КРИПК и ПРО своевременно доводится до сведения руководителей образовательных учреждений. К сожалению, известны случаи, когда информация не была передана учителям ОРКСЭ, поэтому с 2013 года информационные письма и методические рекомендации дублируются на сайте ИМЦ.

Методистом проводятся консультации для учителей по методическим и организационным вопросам.

В течение учебного года в ходе комплексного инспектирования образовательных учреждений проводилась проверка нормативно-правового и программно-методического обеспечения курса ОРКСЭ. Проверены: рабочие программы учителей, приказы по ОУ, регламентирующие введение и организацию курса ОКРСЭ, планы ВШК, протоколы родительских собраний.

Типичные нарушения, исправленные после проверок: несоблюдение требований к содержанию и структуре рабочей программы; отсутствие необходимых приказов по ОУ; отсутствие в планах внутришкольного контроля вопросов, связанных с организацией курса. Остается проблемой недостаточное материально-техническое обеспечение кабинетов, в которых проводятся уроки ОРКСЭ.

В ходе посещения образовательных учреждений  было проверено наличие заявлений родителей (законных представителей) обучающихся на предмет добровольности выбора модуля ОРКСЭ, который будет изучать их ребенок. Все заявления были в наличии.

 

В течение учебного года продолжалась работа по повышению квалификации преподавателей ОРКСЭ через посещение семинаров, лекториев в КРИПК и ПРО. Учителя приняли участие в 9 различных мероприятиях, организованных кабинетом духовно-нравственного воспитания КРИПК и ПРО (21 участник):

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Участники

1.

Августовское педагогическое совещание работников образования, секция «Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

21.08.2012

Раздрогина С.Н.

2.

Семинар «Организация комплексного учебного курса ОРКСЭ»

23.08.2012

Фирюлина Н.И.

3.

Интернет-конференция «Актуальные проблемы введения курса ОКРСЭ»

07.09.2013

Клюева Н.В., Пичкалева Е.Н., Солякова М.Р.

4.

Семинар «Требования к программно-методическому обеспечению курса ОКРСЭ»

30.10.2013

Солякова М.Р.,

Белова Н.В., Позднякова Л.Ю.

5.

Семинар «Разработка дидактических материалов по ОРКСЭ»

31.01.2013

Фирюлина Н.И., Мартынова Е.М.

6.

3-дневный «Инновационные процессы в образовании: методические и организационные условия преподавания учебного курса ″Основы религиозных культур и светской этики″»

18-20.02.2013

Фирюлина Н.И., Солякова М.Р., Пичкалева Е.Н.

7.

Открытый урок «Золотое правило нравственности» в гимназии №1 г. Мариинска

15.03.2013

Фирюлина Н.И., Белова Н.В.,

Солякова М.Р., Митина Л.И., Мартынова Е.М.

8.

Семинар «Программно-методическое обеспечение курса ОКРСЭ»

18.04.2013

Фирюлина Н.И.

9.

Семинар «Реализация требований ФГОС на уроках по основам религиозных культур и светской этики»

23.05.2013

Фирюлина Н.И., Солякова М.Р.

 

Таким образом, в 2012-2013 учебном году приняли участие в постоянно действующих и проблемно-ориентированных семинарах на базе КРИПКиПРО: Фирюлина  Н.И. – 6, Солякова М.Р. – 5, Пичкалева Е.Н. – 2, Позднякова Л.Ю. – 1, Мартынова Е.М. – 2, Раздрогина С.Н. – 1, Белова Н.В. – 2, Митина Л.И. – 1, Клюева Н.В. – 1 (учитель Барандатской СОШ). Не участвовали в семинарах Широких Е.В., Шадрина И.Ю., Ткаченко Р.Д., Салямова А.Т. (Посещение 3-х и более семинаров предполагает получение сертификата о краткосрочном повышении квалификации.)

Удостоверение тьютора по направлению «Тьюторское сопровождение учителей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», действительное до 01 сентября 2015 года, имеет учитель ОРКСЭ Тисульской СОШ №1 Солякова М.Р., ожидает решения экспертной комиссии Пичкалева Е.Н. (полномочия тьюторов: проводят консультации для учителей, в том числе  при составлении рабочей программы, при разработке конспектов уроков, при выборе форм организации учебного процесса; проводят консультации для родителей).

Организована работа по распространению опыта преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ.

а)      Создана страничка ОРКСЭ на сайте ИМЦ, которая регулярно пополняется информацией; размещены дидактические материалы учителей из опыта работы (23 тематические разработки);

б)      проведен и проанализирован открытый урок Соляковой М.Р. в рамках районного Мо учителей ОРКСЭ по теме «Образ русских богатырей».

Ведется также работа на сайтах http://orcse.org и КРИПК и ПРО.

В течение 2012 – 2013 учебного года был проведено два  мониторинговых исследования с целью сбора информации о подготовке и ведении комплексного учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях  Тисульского района.

Так, по данным мониторинга, проведенного в ноябре 2012 года, выборочное анкетирование среди родителей четвероклассников показало, что

Преобладающая часть родителей (96%) узнали о введении курса ОРКСЭ на родительских собраниях в ОУ.

Незначительная часть родителей получили информацию из СМИ и Интернет-источников.

Около 95% родителей ознакомлены с содержанием и условиями введения курса ОРКСЭ, один из неознакомленных родителей признался, что не смог прийти на родительское собрание, еще один узнал от своего ребенка.

Во всех школах выбран модуль «Основы светской этики», лишь в Серебряковской школе изучается модуль «Основы исламской культуры». Несколько родителей (менее 5%) отметили, что хотели бы выбрать для изучения детьми модули «Основы православной культуры» и «Основы мировых религий».

Выбор курса был личным волеизъявлением большинства родителей, также на выбор модуля повлияли рекомендации классного руководителя (учителя) и большинство голосов при голосовании. Один родитель из Серебряковской ООШ заявил, что у него не было выбора.

Учебниками обеспечен каждый из учащихся.

Все родители считают, что учитель готов к введению курса. Лишь один родитель из Тамбарской ООШ не знает, готов ли учитель к введению курса ОРКСЭ.

 

Проведенное в апреле 2013 года анкетирование родителей  четвероклассников выявило следующее:

·        опрошено 228 родителей (95% от общего числа), из них:

·        97% оценивают введение курса в учебный курс положительно или «скорее положительно», 2% - безразлично, 1,7% - скорее отрицательно;

·        98% родителей считают, что модульный учебный курс носит воспитательный, нравственно-развивающий характер, 1% родителей считают, что это бесполезный предмет;

·        98,3% родителей видят положительно значение курса:

o        в расширении кругозора детей (49%), в духовном и культурном развитии детей (20%), в формировании уважительного отношения к различным религиям (45%, при том, что данный курс является светским), повышении нравственности детей (22%), формировании уважительного отношения к старшим (16%), формировании ценности здорового образа жизни (16%), формировании патриотизма и гражданской солидарности (5%);

·        сложности в организации ведения курса родители видят:

o        в высокой нагрузке детей (31%), в оторванности от жизни (17%), отсутствии у детей интереса к изучению предмета (14%), в незаинтересованности родителей (7%), не видят сложности 5% родителей, 15 % родителей не знают, есть ли сложности;

·        57% родителей оценили уровень усвоения детьми материала курса ОРКСЭ:

o        как высокий (дети используют полученные знания и умения в повседневной жизни);

o       37% - как недостаточно высокий (дети не применяют полученные знания в жизни);

o       3% - низкий, детям не интересны и не нужны полученные знания.

 

25 апреля 2013 г. проведен семинар-практикум для учителей ОРКСЭ по итогам учебного года, в ходе которого проведена диагностика профессиональных затруднений педагогов.

Все учителя отмечают недостаточное внимание и даже отсутствие интереса к новому школьному предмету со стороны родителей. Необходимость ведения данного курса отмечается всеми учителями. Методических затруднений педагоги не испытывают, но отмечают, что подготовка к урокам требует много времени. Не все ученики выполняют творческие задания, так как оценки по предмету не выставляются.

Учителя также отвечали на вопросы анкеты, они оценили уровень усвоения материала как недостаточно высокий, потому что на уроках дети говорят о высоких понятиях, о нравственных поступках, а выйдя из школы, ведут такой образ жизни, какой усвоен в семье и диктуется социумом. Поэтому необходимо включение кружков, факультативов духовно-нравственной направленности и во внеурочную деятельность школьников.

В апреле 2013 г. проведено заседание муниципального управляющего совета по результатам ведения курса ОРКСЭ.

 Положительные результаты первого года реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: приведено в соответствие с требованиями нормативно-правовое обеспечение, составлены рабочие программы, пополняется банк дидактических и методических материалов.

 Проблемы:

1. Недостаточная информационная и разъяснительная работа с родителями обучающихся 3-х классов по осознанному выбору модулей комплексного курса ОРКСЭ, а также учету мнения каждого родителя и обучающегося при введении данного курса.

2.  Отсутствие у части родителей интереса к результатам усвоения курса.

3.  Неразработанность механизмов ведения нескольких модулей курса в одном классе.

4.    Методологические трудности, связанные с большим объемом нового содержания, которое должен освоить учитель.

5.  Остается открытым вопрос, нужно ли оценивать подготовку учащихся и их работу на уроке. Часть учителей считают, что оценивать нужно, это стимулирует учащихся. Большинство педагогов выступают за то, что курс должен оставаться безоценочным. В любом случае данный вопрос может решиться внутри образовательного учреждения: если будет принято решение о выставлении отметок в журнал (до начала учебного года), то выбранная система оценивания должна быть указана в Положении об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения.

6.  Недостаточное материально-техническое обеспечение курса: невозможность использования интерактивных комплексов, недостаток дидактических пособий, рабочих тетрадей и электронных материалов.

Категория: Мои файлы | Добавил: Niniva
Просмотров: 4844 | Загрузок: 0 | Комментарии: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz