Опыт работы в аспекте информирования родителей
о комплексном учебном курсе ОРКСЭ
Фирюлина Нина Ивановна, методист
МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района», член регионального МО;
Слайд 2
В 4-х классах общеобразовательных учреждений Тисульского района, как и везде, реализуется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В большинстве школ выбран модуль «Основы светской этики» (209 обучающихся). В одной школе изучается модуль «Основы православной культуры» (2 ученика), и в филиале Тисульской СОШ №1 (Серебряковской школе, где в основном обучаются дети татарской национальности), – модуль «Основы исламской культуры» (4 ученика).
Администрация общеобразовательных учреждений и учителя прилагают все усилия для обеспечения законности и свободы выбора родителями обучающихся (законными представителями) модуля учебного курса. Проводится массовая и индивидуальная работа, анкетирование родителей, в том числе одна из сельских школ района принимала участие в онлайн-анкетировании родителей учащихся 4-х классов, организованном Министерством образования и науки Российской Федерации в январе 2015 г., на предмет добровольности выбора модулей курса ОРКСЭ.
Слайд 3
С первого года реализации комплексного учебного курса организуетсяширокое информирование родительской общественности о всех модулях учебного курса ОРКСЭ с использованием школьных сайтов, информационных стендов, буклетов и памяток; все ученики 4-ых классов обеспечены бесплатными учебниками, при необходимости используется муниципальный библиотечный фонд.
Проблемы, конечно, существуют: очень осторожно приходится подходить к составлению разговора с родителями, чтобы знакомство с данным курсом способствовало принятию родителями (законными представителями) учащихся самостоятельного решения о выборе конкретного модуля. Мы исходим из условия, что администрация школы, классные руководители не вправе навязывать конкретный модуль или требовать отказа от выбранного. Однако не секрет, что в школах первоначально был подготовлен лишь один учитель для преподавания курса ОРКСЭ; соответственно, он не может одновременно проводить занятия в нескольких группах. Для решения этой проблемы мы нашли выход: в новом учебном году будут подготовлены педагоги для преподавания в школе нескольких модулей ОКРСЭ.
По желанию родителей, в Старо-Берикульской ООШ в 5-ом классе обучающиеся продолжили изучение курса ОКРСЭ, выбрав другой модуль. Курс ведётся в рамках внеурочной деятельности по образовательной программе, разработанной на основе содержания курса ОРКСЭ. На следующий год этот опыт планируют подхватить и другие школы.
В текущем учебном году решили проводить открытые мероприятия (совместно с учениками 3-х классов), мероприятия для родителей: пусть оценят, на что способен педагог, какова учебно-методическая база по предмету, увидят результативность деятельности обучающихся.
Слайд 4
Рабочей группой, в состав которой входят начальник управления образования, директор ИМЦ, методисты и тьютор, составлен План проведения мероприятий по обеспечению свободы выбора одного из модулей курса ОРКСЭ на 2015 год. Информационно-методический центр осуществляет сбор информации о разработке и утверждении планов мероприятий в школах. Согласно плану, проведены совещание директоров и районное методическое объединение учителей ОКРСЭ по данной теме, подготовлены соответствующие методические рекомендации для педагогов; в школах организованы открытые мероприятия по предмету с участием обучающихся 3-х классов. Во всех образовательных учреждениях уже проведены родительские собрания и мероприятия по знакомству родителей с модулями ОРКСЭ, с творческими отчётами по их реализации. Также запланировано муниципальное родительское собрание ²Воспитательный потенциал комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики²». В апреле будет проведён мониторинг выбора модулей.
Мы, конечно, учтём и требования регламента по обеспечению свободного добровольного информационного выбора, который будет разработан на этих курсах, и доведем его до администрации школ и родителей.
Слайд 5
Итак, в рамках подготовительной работы по организации выбора модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах Тисульского района для обучающихся и их родителей проведены:
- познавательное мероприятие для учеников 3-4 классов и их родителей «8 Марта – международный женский день»;
- классный час «Дружба»;
- внеклассное мероприятие на тему «Спешите делать добро!» с участием родителей (дети читали стихи, разыгрывали сценки, представляли рисунки по теме и т.д.);
- открытое мероприятие «Идти дорогою добра», посвященное знакомству с предметом ОРКСЭ;
- праздник «Мы поведём для Вас рассказ»;
- проведён мастер-класс для учеников 3 класса по теме «Прощение» (представлены мини-проекты, презентации, созданные четвероклассниками, разыграны сценки, организовано совместное обсуждение);
- ученики 3-х классов посетили уроки по модулю «Основы светской этики» в 4 классах;
- оформлена стенгазета «Этика. Что это? Зачем нам это нужно?»;
- организована выставка рисунков «Хорошие манеры в рисунках», выставка работ по изученным темам курса («Моя родословная», «Добро и зло», «Милосердие», «Любовь – основа жизни» и т.д.);
- подготовлены другие выставочные материала (коллажи, рисунки);
- разработан сценарий агитбригады для учащихся 3-х классов.
Отдельно для родителей третьеклассников организованы:
- круглый стол, включающий представление учителем программы по изучаемому курсу, презентацию с целями, задачами и содержанием всех шести модулей комплексного учебного курса;
- посещение родителями уроков по курсу «Основы светской этики» в 4 классах;
- консультации для родителей учащихся 3 класса.
Слайды 6-8
Текст выступления агитбригады размещён на слайдах. Кому покажется полезным и понравится, можно использовать в работе. Выступление агитбригады проводилось и рамках работы с обучающимися 3-х классов, и в работе с родителями. Подобным образом можно составить агитбригаду по любому из модулей ОРКСЭ или обобщающую по всему курсу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентация Видеоролик о курсе ОРКСЭ |