Введение
Анализируя изменения в системе образования за последние пять лет, очевидно, что ключевой фигурой в реализации новых требований без сомнений, является педагог, именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности обучающегося. Для всех становится понятным, что реализовать развивающую парадигму современного образования может только педагог, обладающий правильным пониманием стандартов и владеющий технологиями развития личности.
Цель итоговой работы – совершенствование работы по проектированию индивидуальной программы профессионального роста педагога.
Задачи:
- охарактеризовать индивидуальную программу профессионального роста, как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога;
- проанализировать методическое обеспечение проектирования индивидуальной программы профессионального роста;
- разработать структуру индивидуальной программы профессионального роста педагога.
Согласно концепции Э.Ф. Зеера, составляющими профессионального становления и развития педагога являются профессиональная направленность, профессиональные педагогические компетенции, профессионально важные и социально значимые качества личности.
В условиях модернизации системы образования повышение квалификации педагогов связано не только с расширением, углублением полученных ранее знаний, но и с пересмотром уже усвоенных фактов, понятий и закономерностей.
В разработанной ЮНЕСКО Программе устойчивого развития до 2023 года в качестве целей включено «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [5].
В Российской Федерации в настоящее время развитие непрерывного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым закреплено: - подразделение образования на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [11].
В связи с этим становится необходимым изменение системы повышения квалификации, внедрение новых технологий обучения педагогов, современных методов и форм в работе с ними, что может обеспечить вовлечение всех педагогов в педагогическую деятельность.
Актуальным становится организация непрерывного профессионального образования на институциональном уровне, объектом которого становится не просто развитие отдельного педагога, а развитие образовательной организации в целом.
Освещение современных подходов и технологий обучения взрослых нашло отражение в работах Л.Н. Вавиловой, Т.С. Паниной. Авторы показывают внедрение и обучение взрослых модульно-компетентностного подхода, акмеологического и андрагогического подходов. Особое внимание они уделяют колллаборативному обучению взрослых в контексте электронного обучения и методики индивидуального маршрута обучения в соответствии с имеющимся уровнем профессиональной подготовленности [6].
В образовательной организации необходимо создание единого открытого образовательного пространства, где каждый педагог может выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма. А средством для организации образования, стержнем и вектором собственной образовательной траектории может стать индивидуальная программа профессионального роста педагога.
Ссылка на полный текст