Воскресенье, 22.12.2024, 21:57
Муниципальное образовательное учреждение
"Тисульский информационно-методический центр"
МОУ "Тисульский ИМЦ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [55]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Методические рекомендации по организации предмета ОДНКНР
29.09.2016, 15:55

 

 

 

Автор-составитель:

Трофимова С.В., зав.кабинетом духовно-нравственного воспитания

 

 

Приложение 3

Тематический план по основам духовно-нравственной культуры народов России

для 5 класса

 

№ п/п

Тема урока

 

Часы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля

 

предметные

личностные

метапредметные

1

 

Введение.

 

1

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

 Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста   учебника.   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала «Что мы можем сказать о профессии этих   людей?   Чем   они   прославили Россию?».     Восприятие     и     оценка информации,        представленной        в видеофильме.      Выделение      главной мысли  рассказа  учителя  о  жизни  и творчестве                 Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося       деятеля       культуры России».

Диалог

2-3.

 Величие многонациональной российской культуры.

2

Устное высказывание

4-5.

Человек – творец и носитель культуры.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек     –     творец     и     носитель культуры».    Конструирование    схем: «Человек     –     носитель     культуры», «Человек   –   творец   культуры»   (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и     оценка  информации, представленной   в   рассказе   учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек»   и   «Для   любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Мини-сочинение

6-7.

«Береги землю родимую, как мать любимую».

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Объяснение    значения    пословиц    и поговорок о Родине и патриотических чувствах.    Чтение    текста    «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного   портрета   героя.  Оценка образца         словесного         портрета, представленного учителем. Совместная деятельность    в    парах:    чтение    и обсуждение  башкирской   легенды  об Урал-батыре.                Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнение эпических героев.

Даилог

8-9.

Жизнь ратными подвигами полна.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой        «Картинная        галерея»: описание   героя   картины.   Чтение   и оценка   информации   из   текстов   об участии      в   Великой   Отечественной войне представителей разных народов России.

Защита мини-проекта

10-11.

В труде – красота человека.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста   татарской   сказки   «Звёздочка Зухра».    Чтение    и    анализ    текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович   стал   героем   народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два    плуга?»,    выделение    главной мысли.

Защита мини-проекта

12-13.

«Плод добрых трудов славен».

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского     монаха Шантидевы.      Определение      главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Выставка рисунков  по теме занятия

14-15.

Люди труда.

2

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение  проблемы:   «Как   может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика,     чтобы     его     труд     был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Защита мини-проектов

16-17.

Бережное отношение к природе.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Оживление          и          использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как   древние   люди   относились   к природе?».       Анализ       информации, представленной в рассказе-обобщении учителя.     Совместная     работа     в группах:         анализ         информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка          видеофильма.          Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Мини-сочинение

18-19.

Семья – хранитель духовных ценностей.

 

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Учебный диалог на основе иллюстративног материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения   «Бабушкины   сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах       рубрики       «Картинная галерея». Составление описательного рассказа    по    картине.    Совместная деятельность   в   группах:   чтение   и анализ народной сказки. Учебный   диалог:   обсуждение   темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение   текстов   и   анализ   главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

Презентация по теме занятия

20-21.

Роль религии в развитии  культуры.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Устное высказывание

22-23.

Культурное наследие христианской Руси.

2

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Выставка рисунков по теме занятия

24-25.

Культура ислама.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Выставка рисунков по теме занятия

26-27.

Иудаизм и культура.

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях   живописи»   (учебник,

Сжатый пересказ

28-29.

Культурные традиции буддизма.

2

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Выставка рисунков по теме занятия

30-31.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

,        Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Публичное выступление

32-33.

Хранить память предков.

2

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

 

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

 

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить    благо».    Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять                  участие                  в благотворительности? Составление          портрета          героя художественного  полотна  (И.  Репин. Портрет   С.И.   Мамонтова).   Учебный диалог    (обсудим    вместе):    оценим жизненные истории.

Мини-сочинение по теме занятия

34-35.

Твой духовный мир.

 2

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

 

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений,

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем    он    нужен?».    Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный    диалог:    обсудим    вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Устное выступление по теме занятия

 

Итого

35

         

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: 1971
Просмотров: 625 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz