Районный конкурс «Учитель года – 2014» состоял
из шести этапов: методическое объединение, беседа с родителями, открытая
дискуссия, учебное занятие, разговор с учащимися, мастер-класс.
На «методическом объединении» педагоги
представляют из своего опыта то, что лучше всего получается, учат своих коллег.
Правда, конкурсантам не всегда удаётся так отобрать материал и организовать
выступление, чтобы выдержать жанр, заинтересовать аудиторию, обосновать
результативность своей работы использованием представляемых приёмов работы.
Здесь в выигрыше оказывается не тот, кто пытается показать всё, что умеет, а
тот, кто выделяет одну проблему и детально показывает, как можно её решить.
Лучше всего это получилось у Л.Ю. Кузнецовой, хотя её выступление больше было
похоже на мастер-класс. Впрочем, это объяснимо, ведь форма представления опыта
работы на конкурсе «Учитель года» постоянно меняется: то это защита
педагогической концепции, то системы работы, то методическое объединение, а со
следующего года, возможно, это будет защита философского эссе…Людмила Юрьевна
говорила о развитии познавательного интереса на уроках трудового обучения у
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсантка ошиблась в
выборе темы: ведь учебное занятие, которое демонстрирует на практике положения,
высказанные на МО, ей пришлось давать в обычной школе… Достойные методические
объединения проведены Е.В. Тарабановой, С.В. Торгунаковой, С.А. Городиловым.
Каждый из конкурсантов отвечал на вопросы жюри, и каждый вопросов боялся, хотя
у членов жюри нет стремления «завалить» конкурсанта, поставить в тупиковое
положение.
Однако члены
жюри должны уже на первом этапе «увидеть» «звёздочку», понять, кто победит. В
этом году прогнозировать было трудно, потому что на конкурс вышли
педагоги-трудяги, которым легче провести урок, организовать мероприятие,
сделать какую-то работу своими руками, чем выступать перед коллегами, да ещё и
отвечать на вопросы. Впрочем, среди нынешних участников конкурса есть лауреаты
областных: в 2010 г.
С.А. Городилов выиграл для своей школы грант в 500 000 руб. на
строительство школьного стадиона, а Т.В. Войнич в 2011 г. стала лауреатом
областного конкурса «Новая волна».
На «беседе с
родителями» педагогам были предложены четыре темы, которые были
распределены по жеребьёвке, то есть конкретную тему беседы конкурсант узнал за
несколько минут до встречи с родителями (это были родители учащихся Тисульской
СОШ №1). В этом году данный этап не совсем получился, потому что педагоги не
смогли конкретизировать проблему, выделить её из предложенной темы. Кто-то весь
материал сообщил сам, не сумев организовать коммуникацию, а кто-то так старался
правильно сформулировать вопрос, что забыл о сути разговора. Неплохо получилось
у Л.Ю. Кузнецовой, но снова она вышла за рамки жанра, перейдя с беседы на тренинг.
Хорошей получилась беседа у Е.В. Тарабановой. И, пожалуй, получилось общение с
родителями у самой молодой участницы конкурса – И.Ю. Шадриной.
На «открытой дискуссии» педагоги высказали
своё мнение по поводу введения дресс-кода для учителей и престижа
педагогической профессии, состояния воспитательной работы и запрета на
табакокурение в учреждениях и т.д. Самыми яркими здесь были Е.В. Тарабанова,
С.А. Городилов; убедительно отстаивали свою позицию Т.В. Войнич, И.Ю. Шадрина.
Каждый из конкурсантов смог высказать свою позицию, обосновать своё мнение, вот
только регламент ограничил их во времени.
Учебное занятие – самый ответственный и
самый результативный этап. Если в первый конкурсный день за три конкурсных
испытания педагоги могли «заработать» 74 балла, то теперь за один только урок
можно набрать 60 баллов (урок оценивается по 26 параметрам, объединённым в 5
критериев). Здесь педагог находится в своей стихии – с детьми. К конкурсному
уроку предъявляются особые требования: он должен быть одновременно и грамотным,
и зрелищным, и результативным. Лучшим оказался урок физической культуры,
проведённый С.А. Городиловым. Хорошие, профессиональные, яркие уроки дали Е.В.
Тарабанова и С.В. Торгунакова. Эти три педагога и стали призёрами конкурса.
Что-то «не пошло» у Л.Ю. Кузнецовой, которая до этого этапа была в лидерах, у
Т.В. Войнич, которой не хватило времени, Т.В. Брашовану, которой пришлось за 30
минут урока предъявить очень большой объём учебного материала, В.Г. Казанина,
которого подвели технические средства обучения.
Тройка лидеров
провела «разговор с учащимися»
(шестиклассники Тисульской СОШ №1). Лучшим оказался разговор С.В. Торгунаковой,
ей удалось так построить этот «мини классный час» об отношении к родине (тему
выбрали сами дети из четырёх предложенных), что 15 минут прошли на одном
дыхании, и конечно, разговор нашёл отклик в каждом сердце – и детском, и
взрослом.
А вот лучший мастер-класс дала Е.В. Тарабанова –
ярко, интересно, уверенно. Евгения Владимировна продемонстрировала приёмы
организации самостоятельной работы по математике, в том числе с использованием
современного учебно-тестового оборудования.