Инновационная деятельность педагога, как одно из условий повышения качества образования.
Е.П. Дубровская,
МОУ Белогорская СОШ
Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса.
Г.Форд.
В последнее время на фоне социально-экономических преобразований в нашей стране все более значимым становится вопрос о качестве образования как факторе, определяющем качество жизни человека.
В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования. В последнее время все чаще звучат словосочетания качество обучения, качество образования, успеваемость учащихся.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами:
Что необходимо сделать мне, как преподавателю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше?
Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? И на сегодня важнейшими факторами, определяющими преобразование в системе образования являются инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, а как следствие и улучшить их успеваемость.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.
Что же такое «Инновационная деятельность»? Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь со творцами новой практики.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся в классе без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
На своих уроках, я стремлюсь из роли учителя перейти в роль направляющего, поддерживающего педагога. То есть, своё лидерство на уроке передать детям. Конечно, это вызывало у меня затруднение, мне часто приходилось останавливать себя на желании самой сформулировать, обобщить, сделать вывод. Ведь раньше на уроках всегда чаще всего звучал мой голос, а ученики как обычно слушали и выполняли задания по образцу. При введении групповой работы на уроках, у моих учеников появилась возможность высказывать своё мнение, свободно общаться, задавать вопросы, что в корне отличается от стереотипов традиционного урока. Учащиеся могут, теперь обучаться посредством диалога, осознавая этот процесс обучения. На протяжении всех своих уроков, я стараюсь обращать внимание учеников, на то чему и как они обучаются, то есть осознание содержания обучения.
В процессе диалога помимо речи учащихся, развивается критическое мышление, что также является немаловажным аспектом при развитии коммуникативных навыков у учащихся. На своих уроках, для развития критического мышления я использую приёмы: «Инсерт» При внедрении приёма я думала об его эффективности и о том, что должны делать дети, после того, как отметят в тексте непонятные моменты. Поэтому я решила использовать вопросы в конце раздела для работы в группах, чтобы, ученики, опрашивая друг друга, ликвидировали пробелы непонимания., «Тонкие и толстые вопросы» например: Кто главный герой рассказа? – это тонкий, Охарактеризуйте главного героя – это толстый. На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «дорога».
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
Также я использую приём кластер.
Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
- Интерактивная экскурсия.
- Метод проектов.
- Мозговой штурм.
- Деловые и ролевые игры.
5. Математическая карусель.
Успех работы ученика на уроке зависит от множества факторов, в частности это и внешние, и внутренние факторы. Имея слабые способности к предмету, учащийся может активно работать на уроке, и учитель должен поддержать эту активность, акцентируя его внимание на успехе. Иначе у ребенка будет происходить постепенное снижение интереса к предмету.
Возможно, изменения должны произойти не только в преподавании и обучении, но также и в формах контроля педагогической деятельности, и контроля знаний учеников на этапе оценивания обучения в целом.
Необходимо делать то, что еще никто не делал, – только так можно добиться успеха, только так можно сохранить лидерство. Владимир Викторович Довгань
Литература
- Довгопол, И.И., Ивкова, Т.А. Современные образовательные и педагогические технологии обучения [Текст]/ И.И. Довгопол, Т.А. Ивкова, // Симферополь: НАТА, - 2006. - 335 с.
- Жалнина, Л. А., Жалнина, Т. Н. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения [Текст]/ Л. А. Жалнина, Т. Н. Жалнина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1261–1265. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96169.htm.
- Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения [Текст]/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова // М.: Издательский центр "Академия" - 2008.- 242 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г.К. Селевко//. - М.: Издательский центр «Академия» - 2012. – С. 15.
- Шкуричева, Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период [Текст]/ Н. А. Шкуричева // Начальная школа. – 2006. - №8. – С 10-13.
|