Организация внутреннего контроля
качества образовательной деятельности
В.М. Игошина
МКОУ Макаракская ООШ
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования задают новые ориентиры развития системы образования. В связи с этим роль внутришкольного контроля, как «инструмента» управления, с каждым годом возрастает.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества участников образовательных отношений является правильно организованный контроль.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [6] (далее – ФГОС) является отражением социального заказа, выступает как общественный договор, призванный согласовать требования семьи, общества и государства к образованию, и представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы (далее – ООП). Вот почему представление информации о реальном состоянии дел в ОО, выявление причин недостатков работы для исправления ситуации, оказание научно-методической помощи педагогам является особенно актуальным.
Система внутришкольного контроля должна обеспечивать:
- сбор и обработку информации о состоянии качества образования участников образовательных отношений;
- связь между всеми управленческими решениями в ходе их реализации.
Осуществление внутришкольного контроля требует от руководителя и людей, привлекаемых к экспертной оценке, теоретической и методической подготовленности и компетентности, ответственности в принятии решений по результатам контроля. Система внутришкольного контроля должна быть планомерной, обоснованной и всесторонней, а её результаты - основанием для принятия оптимальных управленческих решений.
Внутришкольный контроль помогает изменить отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, формирует сознательную дисциплину, добросовестное отношение к делу, ответственность за принятые педагогом решения в обучении и воспитании обучающихся.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что внутришкольный контроль в системе образования – прежде всего процесс получения информации об изменении внешних и внутренних условий функционирования и развития педагогической системы, направленный на выявление отклонений от программы управления, с целью корректировки этих отклонений.
Внутришкольный контроль в образовательной организации должен осуществляться в соответствии с локальным актом, имеющимся в образовательной организации. В пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом образовательная организация «принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» [5, ст. 30, п.1].
Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, «регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся» [5, ст. 30, п. 2.].
Образовательная организация устанавливает формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся [5, ст. 28, п. 10.].
В статье 58 конкретизированы организация и проведение промежуточной аттестация обучающихся [5].
В соответствии с этим внутришкольный контроль должен охватывать все сферы деятельности педагогической системы и отражать приоритеты образовательной организации.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования с его конкретными требованиями к результатам, условиям и структуре образовательных программ в первую очередь направлено на решение проблемы достижения высокого качества образования российских школьников. В таких условиях перед администрацией школы встаёт проблема перестроить контролирующую модель внутришкольного контроля (ВШК) в полноценный ресурс управления моделью обеспечения качества [6].
Цели внутришкольного контроля
- получение объективной информации о состоянии педагогического процесса в школе;
- установление степени соответствия фактического состояния педагогического процесса в школе прогнозируемому;
- совершенствование уровня деятельности образовательной организации;
- повышение профессионального мастерства учителей;
- улучшение качества образования в школе;
- коррекция.
Задачи внутришкольного контроля
- выявить соответствие содержания образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательных отношений;
- оценить условия реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего образования;
- определить соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
Содержание контроля:
- выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности основного общего образования [5].;
- использование методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков;
- ведение школьной документации (рабочие программы педагогов, классные журналы, дневники и тетради обучающихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
- соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
- соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости;
- работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
- реализация воспитательных программ и их результативность;
- организация питания и медицинского обслуживания школьников
- охрана труда и здоровья участников образовательных отношений;
- исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
- контроль за состоянием УМК;
- выполнение требований санитарных правил.
Составляющие внутришкольного контроля
- Состояние образовательных программ
- Результаты освоения основных образовательных программ
- Выполнение условий реализации основных образовательных программ
Правила внутришкольного контроля
1. ВШК осуществляет руководитель ОО или по его поручению заместители руководителя, руководители МО, другие специалисты.
2. В качестве экспертов к участию во ВШК могут привлекаться компетентные организации и отдельные специалисты из других учреждений.
3. Руководитель ОО издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, программе контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов.
4. План-задание определяет вопросы конкретной проверки; оно должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица.
5. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5 уроков, занятий или других мероприятий.
6. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету ВШК.
7. При обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщается руководителю ОО.
8. Анкетирование обучающихся проводится по согласованию с психологической и методической службой учреждения и только в необходимых случаях.
9. При проведении планового контроля не требуется предупреждение учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля.
10. В экстренных случаях руководитель и его заместители могут посещать
уроки учителя без предварительного предупреждения.
11. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.
12. В экстренных случаях (письменная жалоба или нарушение прав ребенка, законодательства), педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.
Последовательность проведения внутришкольного контроля
─ анализ работы участников образовательных отношений;
─ обоснование контроля (почему тот или иной участок школы);
─ составление плана контроля;
─ определение цели контроля (ставим узкую цель), необходимо конкретизировать целевую установку;
─ приказ о проведении контроля;
─ разработка программы, включающей в себя цели контроля, объект контроля, задачи, методы контроля, исполнителей, где слушается, какие мероприятия необходимо провести;
─ разработка схем контроля по разным направлениям;
─ проведение совещания с проверяющими и проверяемыми;
─ осуществление контроля (посещение занятий, проведение контрольных срезов, проверка документации и др.);
─ получение и обработка информации;
─ делаются выводы, раскрываются причины успехов и недостатков, определяются рекомендации: методические, по исполнению служебных обязанностей и др. (самое сложное);
─ предварительная беседа с проверяемыми по результатам контроля;
─ подготовка итогового документа по результатам контроля;
─ принятие управленческого решения (перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.);
─ подготовка приказа по результатам контроля;
─ определение сроков повторного контроля или снятие вопроса с контроля;
─ обсуждение результатов внутришкольного контроля на педагогическом совете, на заседании методического объединения, методическом совете и др.;
─ проверка исполнения указаний
Результаты внутришкольного контроля:
- Результативность ВШК оформляется в виде:
─ аналитической справки;
─ справки о результатах ВШК;
─ доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной форме, установленной в ОО.
- Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.
- Педагогические работники после ознакомления с результатами ВШК должны поставить подпись под итоговым документом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. Они могут сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и имеют право обратиться в контрольную комиссию профкома школы или в вышестоящие органы управления образования.
4. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей, задач и учетом реального положения дел осуществляется следующая работа:
1). Проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом.
2). Сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуры дел ОО.
3). По результатам ВШК руководитель ОО принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
- о результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей или других граждан, сообщается или в установленном порядке и в установленные сроки.
Итоговый документ содержит:
─ указание объекта, который проверялся, и сроков проверки;
─ основание, цели и задачи проверки;
─ состав проверяющей комиссии;
─ краткую характеристику проверяемого, объем проделанной работы;
─ методы проведения контроля;
─ итоги проверки с указанием причин выявленных недостатков;
─ выводы по результатам контроля;
─ предложения по преодолению выявленных недостатков, конкретные рекомендации по совершенствованию работы педагогического коллектива;
─ определение сроков повторного контроля
За последние годы удалось выявить ресурсы ВШК в решении наиболее острых проблем современного образования
• Недостатки во внедрении инноваций требуют выстраивания ВШК научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностного подходов;
• Рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости требует введения в систему ВШК результатов мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;
• Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя требует пересмотра и совершенствования в ВШК систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов в оценке уровня учебного успеха ученика и уровня профессиональной компетентности учителя.
Рассматривая в системе ВШК критерии контроля, аттестации и повышения квалификации позволяет значительно повысить эффективность реализации всех механизмов управления качеством образования в образовательной организации.
Модернизация ВШК позволяет включить каждого участника образовательных отношений в управленческую деятельность посредством сочетания вертикальных и горизонтальных связей управления, создания различных центров управления, обеспечить соответствующую мотивацию самосовершенствования каждого субъекта образовательного процесса.
Литература
1. Канаев, Б.И. Технологии внутришкольного управления как ресурс качества образования. [Текст]: / Б.И. Канаев: Учебное пособие. - М.: УЦ «Перспектива» , 2010. – с. 244
2. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. [Текст]. / Ю.А Конаржевский.: М. Академия, 2000. – с.190
3. Поташник, М.М.Управление качеством образования [Текст]: сборник / М.М. Поташник - М.: Педагогическое общество России, 2006. – с.448
4. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: Учебное пособие/ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2006. – с.384
5. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. http://минобрнауки.рф/документы /2974
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643) window.edu.ru/resource/768/7276. |