Методические рекомендации
«Педагогическое мероприятие с детьми»: образовательная деятельность педагога с воспитанниками, самоанализ
Особенности непрерывной образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО
- Воспитатель и ребенок – партнеры. Позиция взрослого динамична («Я могу перемещаться от одного ребенка к другому, если нужна помощь, ненавязчиво предлагать её, если ребенок нуждается в ней, ребенок может свободно подойти ко мне, задать вопрос, рассказать что-то. Ребенку хорошо в моем обществе»).
- Проявление уважения к личности ребенка, учет его возрастных и психологических особенностей, свободное общение детей во время обсуждения на занятии.
- Создание ситуации успеха, выбора вида деятельности и партнера.
- Расположение детей в кругу, на ковре (если позволяют условия), на воображаемом транспорте, используя разные варианты организации пространства.
Способы реализации психолого-педагогических условий в процессе образовательной деятельности
Психолого-педагогические условия
|
Способы реализации в НОД
|
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
|
- Общение «глаза в глаза»;
- обращение к каждому ребенку по имени (уменьшительно-ласкательная форма не запрещается);
- похвала каждого ребенка конкретно за его действия, принятые решения, поиск решений проблемы, высказанной идеи
|
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
|
- Использование методов повышения познавательной активности: сравнение, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, решение логических задач, экспериментирование и опыты, проблемные ситуации и задачи, прогнозирование событий, предположения, исследование;
- использование методов эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны, юмор и шутки;
- использование методов развития творчества (игровые приемы, игры-драматизации, занятия-концерты)
|
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
|
- Организация по возможности парной работы или работы в микрогруппах для близкого общения детей друг с другом;
- ненавязчивое привлечение детей к совместной деятельности:
- «Давайте сегодня … Кто хочет устраивайтесь поудобнее…»;
- «Я собираюсь в интересное путешествие … Кто хочет поехать туда со мной?;
- «Дети, вкусный был хлеб сегодня на завтрак? А как вы думаете, откуда он появился на нашем столе?» и т.п.
|
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
|
- Использование специальных жетонов (разноцветные смайлики с радостным настроением);
- воспитатель обращает внимание на положительные качества ребенка (в ситуации: «Таня не дает белый пластелин» - «Я уверенна, что она с тобой поделится, она щедрая девочка»
|
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности
|
Предоставление ребенку права свободно высказываться по поводу возникшей проблемной ситуации, способов ее решения
|
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
|
На занятиях по продуктивным видам деятельности детям предоставляется свобода в выборе художественных материалов, места и партнеров для совместного творчества
|
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
|
Эмоциональный подъём самого педагога, его энтузиазм, тепло, доброжелательность, выражаемая в словах и движениях
|
Для эффективной организации непрерывной образовательной деятельности:
- Планируя тему занятия, подумайте, зачем детям, с которыми вы работаете это занятие нужно;
- не торопите детей с ответами, держите паузу;
- старайтесь не задавать детям вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
- не спешите отвечать на детские вопросы. Спросите ребенка: «А как ты думаешь, дружок?»;
- провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе сообщения новых знаний.
Помните: партнерская деятельность взрослого и ребенка – залог интересного и успешного занятия.
Памятка-алгоритм для самоанализа НОД
- Фрагмент какого занятия и в какой возрастной группе был представлен?
- Какая цель, какие задачи ставились (решались) на занятии?
- Структура занятия?
- Соответствие содержания особенностям детей выражалось …
- Детально рассмотреть использованные методы, приемы, средства обучения на каждом этапе занятия, определить уровень эффективности выбранного содержания и формы;
- Какие условия были созданы для проведения (материальные, психологические, гигиенические, эстетические, временные);
- Осуществление индивидуального подхода;
- Были ли отклонения от плана занятия, если да, то почему;
- Какая присутствовала атмосфера на занятии;
- Отметить детское поведение: насколько были увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы, насколько активны и самостоятельны;
- Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи и избежать перегрузки дошкольников, оценить результативность занятия для детей (что получалось (не получалось), справлялись (не справлялись) с заданиями;
- Выделить недостатки, если они присутствовали, почему возникли.
Литература
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М., 2007.
- Приходько Е.Г., Малышевич Т.В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, Краснодар, 2006.
- Римашевская Л.С. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии// Дошкольное воспитание. 2007. №6.
- Римашевская Л.С. Сотрудничество и его своеобразие у детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика. 2014. №5.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Составитель: Осинцева И.В.,
методист МОУ «ИМЦ Тисульского муниципального района»
Рекомендации подготовлены с использованием материала Борохович Л.Ю., старшего воспитателя МДОУ д/с №31 «Голубая стрела», г. Туапсе Краснодарского края (журнал «Воспитатель» №5, 2016) |