Памятка участнику муниципального этапа конкурса «Лесенка успеха»
ЗАОЧНЫЙ ЭТАП
«Интернет-ресурс»
Что должно быть на сайте участника:
• общая информация: ФИО, образование, трудовой и педагогический стаж, сведения о повышении квалификации, наградах (грамотах, благодарственных письмах), достижениях, увлечениях. Т.е. некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной и личной жизни конкурсанта;
• методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий;
• отражение опыта использования ИКТ в обучении;
• разработки и рекомендации для коллег и возможность их использования ими в различных образовательных ситуациях;
• авторские разработки, отражающие опыт образовательной деятельности;
• рекомендации для родителей;
• статьи на профессиональную тему;
• форумы и (или) другие формы обратной связи и их активность;
• отзывы посетителей сайта.
Следует отметить, что в оценке информационного ресурса основное – его контент (содержание) и только, во вторую очередь оценивается его концептуальность и эргономичность:
- соответствие типа ресурса содержанию;
- позиционность и адресность;
- доступность и простота использования;
- обеспечение обратной связи и культура представления информации.
«Презентация опыта работы»
(компьютерная презентация – объем до 10 слайдов и пояснительная записка – объем 2,5 страницы)
Критерии оценивания представляемого опыта работы:
- актуальность представленного опыта в условиях введения ФГОС;
- инновационность предложенных методических наработок;
- практическая значимость представленного опыта;
- Компьютерная презентация:
- краткость (убедительность);
- минимум текста, рисунки, диаграммы, фото призваны дополнять текстовую информацию или передавать её в более наглядном виде;
- лаконичность;
- цветовая гамма должна состоять не более чем из 2-3 цветов;
- разработанность содержания, информационная насыщенность, структурированность и целостность материалов презентации;
- соответствие стиля, дизайна, анимации тематике и назначению презентации.
Содержание пояснительной записки и краткой презентации:
- тема опыта,
- актуальность выбранного направления, новизна (при определении актуальности важно ответить на вопрос: «Что не устраивает в образовательном пространстве (в целом или в его части), что волнует больше всего?». Почему особое внимание уделено данному направлению, в связи с какими противоречиями (проблемами или затруднениями), что не устраивало в образовательном пространстве);
- цель и задачи опыта работы (раскрыть свою идею, свой подход, за счет чего собирались добиться успеха. Цель - то, что намерены получить в результате. Задачи - подразделяются на собственно педагогические и функционально-педагогические:
- собственно педагогические задачи связаны непосредственно с изменением личности ребенка, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости (например, расширение представлений о чем-либо, приобретение положительного опыта, развитие определенных компетенций и т.д.);
- функционально-педагогические задачи связаны с выбором или разработкой форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач);
- этапы работы в выбранном направлении и используемые ресурсы,
- результаты опыта: успехи и достижения воспитанников, наработанный вами материал: пособия (печатные, электронные), программы, развивающий дидактический материал, диагностический материал, материал для работы с родителями и т.д.,
- фотоматериалы (дополняя информацию, обязательно с объяснением к изображению),
- диссеминация своего опыта работы, свои достижения,
- список используемой литературы.
ОЧНЫЙ ЭТАП
«Презентация ведущих идей профессиональной деятельности» (до 15 мин.)
основы, ведущие идеи опыта работы конкурсанта – очная публичная заявка о себе как о педагоге и личности:
- краткое выступление – представление ведущих идей опыта (5 мин.),
- мастер-класс (10 мин.).
Критерии оценивания:
- актуальность идей, их соответствие основным направлениям развития образовательной практики;
- новизна, отражающая собственный вклад автора, возможность использования другими педагогами;
- практическая значимость;
- логика представления – умение лаконично и системно представить содержание выступления;
- владение профессиональной терминологией;
- оригинальность подачи материала;
- культура общения, речи.
Краткое выступление – представление ведущих идей опыта
Формат выступления (в соответствии с регламентом) конкурсант должен выбрать самостоятельно. Необходимо завладеть вниманием аудитории и сделать первый шаг на пути формирования имиджа участника профессионального конкурса.
К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения.
Совершенствование выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения.
К числу основных элементов техники речи относятся: интонация, дикция, темпо-ритм, жесты и мимика.
Структура содержания краткого выступления:
- личный профессиональный педагогический опыт, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, его актуальность;
- цели и задачи направления работы;
- конкретное описание реализуемых технологий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- вклад участника конкурса в организацию образовательного пространства ДОУ;
- результативность работы, анализ достижений воспитанников, обеспечивающих социальную ситуацию развития их личности.
Продумать логический и оригинальный (творческий) переход от краткого представления педагогических подходов к мастер-классу (если в мастер-классе используется презентация, то лучше, если она будет продолжением краткого выступления)
«Мастер-класс»
Цель данного испытания – представление и распространение результатов образовательной деятельности лучших работников дошкольных образовательных учреждений, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленные на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.
Выбор такого формата конкурсного задания не случаен - проведение «мастер-класса» – показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня его профессионального мастерства.
Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие (мероприятие) или презентацию достижений педагога.
Однако его смысл, несомненно, глубже. По образному выражению М. Поташника, мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является "искусство" решения педагогических проблем.
Тему и формат проведения мастер-класса участник выбирает самостоятельно, с учётом того, чтобы мастер-класс не копировал творческую презентацию Конкурса.
Критерии оценивания:
- глубина и оригинальность содержания;
- научная, методическая и практическая ценность для дошкольного образования;
- социальная значимость;
- общая культура;
- умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
Смотреть текст полностью |