Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тисульская общеобразовательная средняя школа № 1
Название статьи: «Реализация ФГОС на уроках истории»
Автор : Шмаль Диана Сергеевна,
учитель истории и обществознания,
МАОУ Тисульской средней
общеобразовательной школы № 1
Реализация ФГОС на уроках истории.
Модернизация образования предусматривает введение по мере готовности федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. В условиях подготовки к введению ФГОС учителю необходимо определить, какие меры требуется осуществить для организации учебного процесса, удовлетворяющего требованиям стандарта. Для этого предстоит ознакомиться с планируемыми результатами освоения преподаваемого предмета, требованиями к формированию универсальных учебных действий, разобраться с концепцией системно-деятельностного подхода, понять, какие изменения необходимо внести в свою деятельность.
В своей педагогической деятельности учитель постоянно решает дилемму: использовать традиционные приемы и формы обучения или инновационные образовательные технологии? При этом закономерно возникают проблемы: как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию преподавания. Более эффективным является качественный подход, направленный на использование внутреннего ресурса за счёт системы формирования общеучебных навыков. Еще одним эффективным подходом является обновление методов работы с текстовой информацией, что очень важно для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности.
По данным международного исследования PISA (ProgrammerforInternationalStudentAssessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:
- не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
- не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
- не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
- не могут учесть точку зрения или знания адресата;
- не могут определить замысел и цели автора текста.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у обучающихся при работе с текстом, обусловлены рядом причин, которые можно свести к нескольким позициям:
Не владеют навыками работы с текстом
|
|
Нет внутренней мотивации к чтению текста
|
|
|
|
Не умеют понять и осмыслить прочитанное
|
|
Нет желания обдумывать и анализировать прочитанное
|
|
|
Не могут грамотно работать с информацией
|
Обозначенные причины, можно свести к следующему: обучающиеся не умеют понять прочитанное – мало думают сами.
Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией.
Федеральными государственными образовательными стандартами помимо достижения планируемых результатов по предмету предполагается достижение планируемых результатов в освоении учебных и междисциплинарных программ, одной из которых является «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». Стандартами предполагается освоение этой программы на уроках всех учебных предметов, в том числе на уроках истории. Содержание планируемых результатов программы «Стратегия смыслового чтения послужило отправной точкой в поиске педагогической технологии, применимой к предмету история, и отвечающей требованиям ФГОС.
Обратившись к Интернет-ресурсам, изучила концепцию дистанционного курса М. Ю. Ярославцевой «Методика работы с текстовой информацией на уроках истории» Педагогического университета «1 сентября» (www.1september.ru), и в 2010 году прошла обучение на этом курсе. В процессе обучения пришла к выводу, что с методикой М. Ю. Ярославцевой хорошо интегрируется методики развития критического мышления. На мой взгляд, использование данных методик является продуктивным с позиции требований ФГОС к планируемым результатам – предметным и межпредметным.
Именно поэтому считаю, что системно-деятельностный подход, работа с текстовой информацией используемые на уроках истории и обществознания поможет обучающимся усвоить материал намного результативнее, а это есть цель перехода на ФГОС.
На своих уроках я использую системно-деятельностный подход и работу с текстовой информацией систематически. Хотелось бы сразу оговориться, что данный подход требует достаточно большой подготовки со стороны технических моментов (разные тексты, иллюстрации, проектор и т.п.), иногда даже задумываешься, что, конечно же легче прочитать лекцию, которые обучающиеся записали, а затем выучили, чем заставить детей самим добывать полноценно информацию. Но при этом обучающиеся усваивают материал легче, если они сами участвовали в учебном процессе через игру, дискуссию, через ряд проблемных вопросов, поставленных на урок и т.п. Не кому не секрет, что рассказывая тему в классе, состоящем из 30 человек, усвоят её меньше половины, остальные уйдут со знаниями на уровне: «что-то слышал». Поэтому положительным результатом системно-деятельностного подхода, на мой взгляд, является то, что именно в такой деятельности охватывается большее количество обучающихся, все заняты одной общей темой, проблемой, возникает дух соперничества (если это работа в группах и т.п.), а значит и урок усвоят большинство, к чему и стремится каждый педагог.
Например в 7-м классе по истории России изучая тему Дворцовые перевороты, обучающиеся часто путаются в последовательности правителей, в их деятельности. Хочу поделиться фрагментом урока. Я предлагаю нескольким детям роли данных правителей и они рассказывают их деятельность как о своей и класс лучше запоминает и они сами. Например ученица говорит: «Я Анна Иоановна, была приглашена из Курляндии, правила 10 лет с 1730-1740 гг., сначала мне предложили кондиции и т.д.». Также можно сделать таблички с именами и дать их в руки детям, а через проектор демонстрировать фотографии участников Дворцовых переворотов.
Кроме этого использую на уроках таймлайны, особенно их хорошо использовать при изучении внешней политики и культуры. Сначала рисуется лента времени, а затем на ней схематически изображается дата и событие (в виде зарисовки) самим обучающимся. Здесь уже играет роль ассоциации, которая у каждого ученика индивидуальна.
Но самым «западающим» звеном, считаю систему оценивания, которая не продумана до конца и имеет ряд нюансов, которые сложно учитывать на уроках в реальности. Поэтому эту систему надо упрощать и усовершенствовать.
Всё выше изложенное, говорит о том, что педагогические технологии необходимы в деятельности учителя. Мы с вами живём в XXI веке, веке инноваций, новых технологий и поэтому мы должны быть конкурентоспособными (востребованными). А для этого надо осваивать и применять технологии, которые помогают развивать творческие способности, как у учителя, так и у ученика. Вспомним о тех миллиардах клеток мозга, которые обязаны трудиться, а при традиционном подходе они спят, и нет никакой гарантии, что проснутся. Нагружать надо не память, а мысль!
|